Вчера в латвийской Юрмале завершился конкурс молодых исполнителей "Новая волна". Музыкальное соревнование, фаворитами которого, как правило, становятся представители России или Латвии, на этот раз выиграла молдаванка Наталья Гордиенко. Победительница – далеко не новичок в эстрадных конкурсах (она весьма успешно представляла Молдавию на "Славянском базаре" и "Евровидении"), но Гран-при такого уровня взяла впервые. Между тем даже добрая половина отечественной эстрады, приезжающая на подобные фестивали вместе с конкурсантами, не может помочь талантливым вокалистам стать настоящими звездами.
Путь на звездный небосклон через эстрадные конкурсы действительно очень тернист. Гордиенко – симпатичная и способная девушка – стала лауреатом уже шестого по счету международного конкурса (не считая местных молдавских), но отношения с шоу-бизнесом у нее пока не складываются. Такого вокала, да и просто такого человека не хватает нашей сцене, но ее нынешняя победа – это снова триумф тех, кто, кажется, навечно обречен бороться за победу на поп-конкурсах. Примерно та же история – с белорусской конкурсанткой Полиной Смоловой. За плечами – уверенное выступление в Витебске и на "Евровидении", но Смолова пока – только лишь белорусская героиня. Идеолог фестиваля Игорь Крутой не скрывал в Юрмале, что прошлогодняя победительница "Новой волны" американка Анджели ЛаРос сейчас работает в ресторане. Победа на таких соревнованиях имеет значение только лишь в том случае, если за спиной стоит влиятельный продюсер, как это случилось два года назад в Юрмале, например, с Анастасией Стоцкой или чуть ранее с нашими же Smash. Причем победа желательна, но не обязательна: главное – засветиться.
Борьба самородков с продюсерскими проектами – лишь один фронт музыкальных сражений в Юрмале. Другой – соревнование поп-форматов. Два представителя Чехии – Исса Саммер и певица Кейт, как и американка Чиома, сделали упор на типичный западный попс а ля Кристина Агилера. "Живенькие" номера, как правило, нравятся широкой публике, но шоу и демонстрация вокала – это две большие разницы. Жюри в составе Леонида Агутина, Николая Баскова, Раймонда Паулса и иже с ними было расположено больше к силе голоса, поэтому западным участникам доставались лишь дежурные оценки в районе 9 баллов из 11 возможных. И Наталья Гордиенко, и вошедшие в тройку украинский дуэт Barselona с латышом Эрглисом знали, что жюри оценивает лирику, а потому попали в десятку.
О субъективности подобных конкурсов говорят уже много лет, а потому не стоит удивляться высоким баллам латвийскому участнику. Это своего рода бонус за родные стены, от которого никуда не деться. Надо было видеть, с какой нерешительностью звезды эстрады "зажигали" оценки, когда надо было решить, пропускать молдаванку вперед латыша или нет. Кстати, та же Полина Смолова в родной Белоруссии уверенно победила, а здесь оказалась лишь на 5–6 местах. Кроме того, оценки в Юрмале уважаемое жюри брало, похоже, даже не с потолка, а из уст соседа. Внимательный зритель, лицезревший конкурс по ТВ, заметил, что сидевшие рядом 3–4 судьи чаще всего поднимали таблички с одинаковыми баллами. При этом левый фланг мог поднять "11", а правый не менее дружно "9". Леонид Агутин даже проболтался в одном из интервью, что, дескать, Игорь Николаев ему рассказывал о музыкальных успехах одной из участниц во время ее выступления.
Кстати, телетрансляции конкурса на Россию – отдельная "песня". Довольно смешно было наблюдать на экране, украшенном надписью "Прямой эфир", яркий погожий денек, в то время как в Москве была уже глубокая ночь. Говорят, даже трансляции на Белоруссию шли раньше, чем на Москву. А излишне говорливую ведущую конкурса Ксению Собчак явно "порезали". Если верить надписям на экране, прямо на ходу, в прямом эфире. Российские телеканалы панически боятся прямых трансляций даже такого, казалось, безобидного мероприятия.
Впрочем, не такое уж оно безобидное. На "Новой волне" опять разразился скандал вокруг Сердючки. Популярную поп-героиню официально пригласили в Юрмалу вести концерт членов жюри, однако до Латвии Андрей Данилко так и не доехал. Представители артиста говорят, что причины нужно искать в руководстве телеканала "Россия", якобы не захотевшего видеть в своих трансляциях многострадальную Верку. Если на "Славянском базаре" в Витебске Сердючку попросту вырезали из российского эфира, то здесь ее и вовсе решили "забраковать", якобы неправильно оформив въездные документы на артиста в Латвию. Между тем главный идеолог (если не сказать "хозяин") "Новой волны" Игорь Крутой уже по ходу фестиваля в интервью одному из украинских телеканалов дал понять, что крайне огорчен этой историей, считает ее несправедливой и уверен, что "надо пережить – и все будет хорошо". Напрашивается вывод о том, что Крутому попросту поставили ультиматум насчет "наказанной" Сердючки.
Между тем организаторы "Новой волны" в целом довольны фестивалем. С каждым годом список приглашенных звезд пополняется монументальными именами. Появление Аллы Пугачевой уже никого не удивляет. Вчера фестиваль закрывал Стив Уандер. В Юрмалу удалось заманить даже совсем, казалось, "неформатного" Дмитрия Хворостовского. Организаторы уже не стесняются сравнивать "Новую волну" с "Евровидением", что, в общем, не так далеко от истины, особенно с учетом того, что в последние годы европейский конкурс фактически подминает под себя СНГ и Восточная Европа. Для остального мира конкурсы молодых исполнителей остаются в лучшем случае трансляциями для домохозяек, которые лицезреют на ресторанные таланты. Для нас – последний и решительный бой, музыкальные Олимпийские игры, этакий футбол для феминисток.
Все новости конкурса "Новая волна"
КОНСТАНТИН БАКАНОВ